Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочнои реанимации и автоматической наружной дефибрилляции


https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151

Полный текст:


Аннотация

Введение. Раннее начало сердечно-легочной реанимации (СЛР) свидетелями остановки кровообращения является ключевым фактором, определяющим исход, а повышение готовности свидетелей к оказанию первой помощи достигается эффективным обучением. Для увеличения доступности обучения СЛР рекомендуется использовать альтернативные формы преподавания. Исследование проведено с целью оценки эффективности смешанной формы обучения реанимации, подразумевающей замещение части аудиторной подготовки дистанционным освоением материала.

Материал и методы. Проспективное рандомизированное исследование проведено в период с ноября по декабрь 2018 г. Учащиеся медицинского колледжа и студенты вуза немедицинского профиля прошли очное обучение (лекция 1 час, отработка навыков 3 часа) или смешанное обучение (онлайн курс 1 час, отработка навыков 3 часа) базовой СЛР с использованием автоматического наружного дефибриллятора (АНД). Проводилась исходная и заключительная оценка знаний по реанимации и готовности к проведению СЛР, заключительная оценка практических навыков в симуляционной сессии. Показатели качества реанимации регистрировались при анализе видеозаписей с помощью контрольного листа и автоматически при помощи манекена ResusciAnne OCPR.

Результаты. Полностью прошли обучение и получили оценку 94 участника: 55 - очное, 39 - смешанное обучение. Средний возраст составил, соответственно, 19 лет и 17 лет, участников мужского пола - 24% и 31%. В группе очной подготовки оказалось больше участников, обучавшихся СЛР в прошлом (36% против 13%; p<0,05), но исходный уровень знаний и готовности к проведению реанимации незнакомому человеку в целом был сходным. После обучения наблюдалось увеличение готовности к оказанию помощи (с 3,6 до 4,4 балла в обеих группах) и повышение уровня знаний по данным самооценки (с 2,4 до 4,0 балла в группе очного обучения и с 2,6 до 4,3 в группе смешанного обучения). Оценка показателей качества СЛР в симуляционном эксперименте не выявила существенных различий между группами, за исключением большей частоты компрессий грудной клетки в группе смешанного обучения (116,0 против 109,4, р<0,01).

Вывод. Предложенный метод смешанного обучения сердечно-легочной реанимации с применением автоматического наружного дефибриллятора по эффективности не уступает традиционной аудиторной подготовке и может быть рекомендован для повышения доступности качественного обучения первой помощи.


Об авторах

А. А. Биркуи
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Российская Федерация
Россия

Биркун Алексей Алексеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи.

295006, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7



И. В. Алтухова
ГКУ РК Центр оценки и мониторинга качества образования
Россия

Алтухова Ирина Валериевна - эксперт, привлекаемый при аккредитационной экспертизе среднего профессионального образования, ГКУ РК ЦОМКО.

295026, Симферополь, ул. Семашко, д. 15



Е. А. Перова
ГБУЗ РК Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Россия

Перова Елена Анатольевна - врач-педиатр, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.

295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30



Л. П. Фролова
ГБУЗ РК Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Россия

Фролова Леся Петровна - врач скорой медицинской помощи, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.

295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30



Л. Р. Абибуллаев
ГБУЗ РК Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Россия

Абибуллаев Ленур Рефатович - фельдшер скорой медицинской помощи, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.

295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30



Список литературы

1. Go A.S., Mozaffarian D., Roger V.L., et al. Heart disease and stroke statistics--2014 update: a report from the American Heart Association. Circulation. 2014; 129(3): e28-e292. PMID: 24352519. PMCID: PMC5408159. DOI: 10.1161/01.cir.0000441139.02102.80.

2. Ong M.E., Shin S.D., De Souza N.N., et al. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS). Resuscitation. 2015; 96: 100-8. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.026.

3. Grasner J.T., Lefering R., Koster R.W., et al. EuReCa ONE-27 Nations, ONE Europe, ONE Registry: A prospective one month analysis of out-of-hospital cardiac arrest outcomes in 27 countries in Europe. Resuscitation. 2016; 105: 188-195. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2016.0 6.004.

4. Sasson C., Rogers M.A.M., Dahl J., Kellermann A.L. Predictors of survival from out-of-hospital cardiac arrest: a systematic review and metaanalysis. Circulation: Cardiovascular Quality and Outcomes. 2010; 3(1): 63-81. DOI: 10.1161/CIRCOUTCOMES.109.889576.

5. Биркун А.А., Алтухов А.В. Регистр как основа эпидемиологического контроля и оптимизации помощи при внегоспитальной остановке кровообращения. Журнал им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018; 7(3): 234-243. DOI: 10.23934/2223-9022-2018-7-3-234-243.

6. HolmbergM., Holmberg S., Herlitz J. Effect of bystander cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest patients in Sweden. Resuscitation. 2000; 47: 59-70. PMID: 11004382.

7. Birkun A., Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J. Emerg. Med. 2018; 9(4): 237-248. DOI: 10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001.

8. Дежурный Л.И. Научное обоснование и разработка системы медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: дис. д-ра мед. наук. Воронеж, 2006.

9. Coons S.J., Guy M.C. Performing bystander CPR for sudden cardiac arrest: behavioral intentions among the general adult population in Arizona. Resuscitation. 2009; 80(3): 334-340. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2008.11.024.

10. Chen M., Wang Y., Li X., et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. Biomed. Res. Int. 2017; 2017:3250485. DOI: 10.1155/2017/3250485.

11. Greif R., Lockey A.S., Conaghan P., et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015; 95:288-301. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.032.

12. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Батурин Д.И., Тишков Е.А. Проблемы обучения лиц, не имеющих медицинского образования, правилам оказания первой помощи и проведения сердечно-легочной реанимации. Анестезиология и реаниматология. 2011; 5: 76-78.

13. Биркун А.А. Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информационных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет. Социальные аспекты здоровья населения. 2018; 63(5): 8. DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-8.

14. Биркун А.А., Косова Е.А. Общественное мнение по вопросам обучения населения основам сердечно-легочной реанимации: опрос жителей Крымского полуострова. Журнал им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018; 7(4): 311-318. DOI: 10.23934/2223-9022-2018-7-4-311-318.

15. Биркун А.А. Первая помощь при остановке сердца (базовая реанимация). Режим доступа: https://stepik.org/course/13222/syllabus. Актуально на 05.02.2019.

16. Perkins G.D., Handley A.J., Koster R.W., et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation. 2015; 95: 81-99. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.015.

17. Глотов М.А., Биркун А.А., Кудрявцева И.И. и др. Сравнение эффективности обучения студентов медицинского вуза навыкам базовой реанимации студентами-медиками и практикующими врачами. Анестезиология и реаниматология. 2018; 63(1): 72-78. DOI: 10.18821/0201-7563-2018-63-1-72-78.

18. Moule P., Albarran J.W., BessantE., et al. A non-randomized comparison of e-learning and classroom delivery of basic life support with automated external defibrillator use: a pilot study. Int. J. Nurs. Pract. 2008; 14(6): 427-434. DOI: 10.1111/j.1440-172X.2008.00716.x.

19. Lehmann R., Thiessen C., Frick B., et al. Improving Pediatric Basic Life Support Performance Through Blended Learning With Web-Based Virtual Patients: Randomized Controlled Trial. J. Med. Internet Res. 2015; 17(7): e162. DOI: 10.2196/jmir.4141.

20. Park J.Y., Woo C.H., Yoo J.Y. Effects of Blended Cardiopulmonary Resuscitation and Defibrillation E-learning on Nursing Students’ Selfefficacy, Problem Solving, and Psychomotor Skills. Comput. Inform. Nurs. 2016; 34(6): 272-280. DOI: 10.1097/CIN.0000000000000227.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Биркуи А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А., Фролова Л.П., Абибуллаев Л.Р. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочнои реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2019;8(2):145-151. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151

For citation: Birkun A.A., Altukhova I.V., Perova E.A., Frolova L.P., Abibullayev L.R. Blended Distance-classroom Training as an Alternative to the Traditional Classroom Training in Basic Cardiopulmonary Resuscitation and Automated External Defibrillation. Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care". 2019;8(2):145-151. (In Russ.) https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151

Просмотров: 25

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9022 (Print)
ISSN 2541-8017 (Online)