Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочнои реанимации и автоматической наружной дефибрилляции
https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151
Аннотация
Введение. Раннее начало сердечно-легочной реанимации (СЛР) свидетелями остановки кровообращения является ключевым фактором, определяющим исход, а повышение готовности свидетелей к оказанию первой помощи достигается эффективным обучением. Для увеличения доступности обучения СЛР рекомендуется использовать альтернативные формы преподавания. Исследование проведено с целью оценки эффективности смешанной формы обучения реанимации, подразумевающей замещение части аудиторной подготовки дистанционным освоением материала.
Материал и методы. Проспективное рандомизированное исследование проведено в период с ноября по декабрь 2018 г. Учащиеся медицинского колледжа и студенты вуза немедицинского профиля прошли очное обучение (лекция 1 час, отработка навыков 3 часа) или смешанное обучение (онлайн курс 1 час, отработка навыков 3 часа) базовой СЛР с использованием автоматического наружного дефибриллятора (АНД). Проводилась исходная и заключительная оценка знаний по реанимации и готовности к проведению СЛР, заключительная оценка практических навыков в симуляционной сессии. Показатели качества реанимации регистрировались при анализе видеозаписей с помощью контрольного листа и автоматически при помощи манекена ResusciAnne OCPR.
Результаты. Полностью прошли обучение и получили оценку 94 участника: 55 - очное, 39 - смешанное обучение. Средний возраст составил, соответственно, 19 лет и 17 лет, участников мужского пола - 24% и 31%. В группе очной подготовки оказалось больше участников, обучавшихся СЛР в прошлом (36% против 13%; p<0,05), но исходный уровень знаний и готовности к проведению реанимации незнакомому человеку в целом был сходным. После обучения наблюдалось увеличение готовности к оказанию помощи (с 3,6 до 4,4 балла в обеих группах) и повышение уровня знаний по данным самооценки (с 2,4 до 4,0 балла в группе очного обучения и с 2,6 до 4,3 в группе смешанного обучения). Оценка показателей качества СЛР в симуляционном эксперименте не выявила существенных различий между группами, за исключением большей частоты компрессий грудной клетки в группе смешанного обучения (116,0 против 109,4, р<0,01).
Вывод. Предложенный метод смешанного обучения сердечно-легочной реанимации с применением автоматического наружного дефибриллятора по эффективности не уступает традиционной аудиторной подготовке и может быть рекомендован для повышения доступности качественного обучения первой помощи.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. БиркунРоссия
Биркун Алексей Алексеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи.
295006, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7
И. В. Алтухова
Россия
Алтухова Ирина Валериевна - эксперт, привлекаемый при аккредитационной экспертизе среднего профессионального образования, ГКУ РК ЦОМКО.
295026, Симферополь, ул. Семашко, д. 15
Е. А. Перова
Россия
Перова Елена Анатольевна - врач-педиатр, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.
295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30
Л. П. Фролова
Россия
Фролова Леся Петровна - врач скорой медицинской помощи, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.
295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30
Л. Р. Абибуллаев
Россия
Абибуллаев Ленур Рефатович - фельдшер скорой медицинской помощи, ГБУЗ РК КРЦМКиСМП.
295024, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30
Список литературы
1. Go A.S., Mozaffarian D., Roger V.L., et al. Heart disease and stroke statistics--2014 update: a report from the American Heart Association. Circulation. 2014; 129(3): e28-e292. PMID: 24352519. PMCID: PMC5408159. DOI: 10.1161/01.cir.0000441139.02102.80.
2. Ong M.E., Shin S.D., De Souza N.N., et al. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS). Resuscitation. 2015; 96: 100-8. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.026.
3. Grasner J.T., Lefering R., Koster R.W., et al. EuReCa ONE-27 Nations, ONE Europe, ONE Registry: A prospective one month analysis of out-of-hospital cardiac arrest outcomes in 27 countries in Europe. Resuscitation. 2016; 105: 188-195. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2016.0 6.004.
4. Sasson C., Rogers M.A.M., Dahl J., Kellermann A.L. Predictors of survival from out-of-hospital cardiac arrest: a systematic review and metaanalysis. Circulation: Cardiovascular Quality and Outcomes. 2010; 3(1): 63-81. DOI: 10.1161/CIRCOUTCOMES.109.889576.
5. Биркун А.А., Алтухов А.В. Регистр как основа эпидемиологического контроля и оптимизации помощи при внегоспитальной остановке кровообращения. Журнал им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018; 7(3): 234-243. DOI: 10.23934/2223-9022-2018-7-3-234-243.
6. HolmbergM., Holmberg S., Herlitz J. Effect of bystander cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest patients in Sweden. Resuscitation. 2000; 47: 59-70. PMID: 11004382.
7. Birkun A., Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J. Emerg. Med. 2018; 9(4): 237-248. DOI: 10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001.
8. Дежурный Л.И. Научное обоснование и разработка системы медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: дис. д-ра мед. наук. Воронеж, 2006.
9. Coons S.J., Guy M.C. Performing bystander CPR for sudden cardiac arrest: behavioral intentions among the general adult population in Arizona. Resuscitation. 2009; 80(3): 334-340. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2008.11.024.
10. Chen M., Wang Y., Li X., et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. Biomed. Res. Int. 2017; 2017:3250485. DOI: 10.1155/2017/3250485.
11. Greif R., Lockey A.S., Conaghan P., et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015; 95:288-301. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.032.
12. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Батурин Д.И., Тишков Е.А. Проблемы обучения лиц, не имеющих медицинского образования, правилам оказания первой помощи и проведения сердечно-легочной реанимации. Анестезиология и реаниматология. 2011; 5: 76-78.
13. Биркун А.А. Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информационных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет. Социальные аспекты здоровья населения. 2018; 63(5): 8. DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-8.
14. Биркун А.А., Косова Е.А. Общественное мнение по вопросам обучения населения основам сердечно-легочной реанимации: опрос жителей Крымского полуострова. Журнал им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018; 7(4): 311-318. DOI: 10.23934/2223-9022-2018-7-4-311-318.
15. Биркун А.А. Первая помощь при остановке сердца (базовая реанимация). Режим доступа: https://stepik.org/course/13222/syllabus. Актуально на 05.02.2019.
16. Perkins G.D., Handley A.J., Koster R.W., et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation. 2015; 95: 81-99. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.015.
17. Глотов М.А., Биркун А.А., Кудрявцева И.И. и др. Сравнение эффективности обучения студентов медицинского вуза навыкам базовой реанимации студентами-медиками и практикующими врачами. Анестезиология и реаниматология. 2018; 63(1): 72-78. DOI: 10.18821/0201-7563-2018-63-1-72-78.
18. Moule P., Albarran J.W., BessantE., et al. A non-randomized comparison of e-learning and classroom delivery of basic life support with automated external defibrillator use: a pilot study. Int. J. Nurs. Pract. 2008; 14(6): 427-434. DOI: 10.1111/j.1440-172X.2008.00716.x.
19. Lehmann R., Thiessen C., Frick B., et al. Improving Pediatric Basic Life Support Performance Through Blended Learning With Web-Based Virtual Patients: Randomized Controlled Trial. J. Med. Internet Res. 2015; 17(7): e162. DOI: 10.2196/jmir.4141.
20. Park J.Y., Woo C.H., Yoo J.Y. Effects of Blended Cardiopulmonary Resuscitation and Defibrillation E-learning on Nursing Students’ Selfefficacy, Problem Solving, and Psychomotor Skills. Comput. Inform. Nurs. 2016; 34(6): 272-280. DOI: 10.1097/CIN.0000000000000227.
Рецензия
Для цитирования:
Биркун А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А., Фролова Л.П., Абибуллаев Л.Р. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочнои реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2019;8(2):145-151. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151
For citation:
Birkun A.A., Altukhova I.V., Perova E.A., Frolova L.P., Abibullayev L.R. Blended Distance-classroom Training as an Alternative to the Traditional Classroom Training in Basic Cardiopulmonary Resuscitation and Automated External Defibrillation. Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care". 2019;8(2):145-151. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151