Preview

Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь»

Расширенный поиск

Готовность педагогов организаций общего образования к оказанию первой помощи в случаях остановки сердца

https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-1-57-65

Аннотация

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема внезапной остановки сердца и смерти учащихся и воспитанников образовательных учреждений Российской Федерации сохраняет высокую актуальность. Для планирования мер, направленных на повышение эффективности оказания помощи и снижение летальности при остановке сердца в учреждениях образования, требуется ясное представление об уровне готовности и мотивации педагогических работников к оказанию первой помощи.  

ЦЕЛЬ Оценить готовность педагогических работников организаций общего образования к оказанию первой помощи в случаях остановки сердца, изучить факторы и зависимости, определяющие готовность педагогов к оказанию помощи.  

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ В феврале–марте 2021 года проведено онлайн-анкетирование педагогических работников организаций общего образования Республики Крым. В рамках опроса респонденты оценивали по пятибалльной шкале Likert собственную готовность к проведению сердечно-легочной реанимации (СЛР) при остановке сердца у близкого человека, незнакомого человека и обучающегося и указывали потенциальные препятствия для проведения СЛР. Участие в анкетировании было анонимным и добровольным.  

РЕЗУЛЬТАТЫ Онлайн-анкету заполнил 5921 респондент. Из них мужчин — 9,2%, лиц старше 50 лет — 31,6%, работающих в городе — 32,3%. Доля педагогов, выразивших абсолютную готовность к проведению СЛР при остановке сердца у близкого человека, незнакомого человека или обучающегося, составила соответственно 63,6% (n=3766), 34,8% (2058) и 41,0% (2427). При этом соответственно 13,6% (804), 31,0% (1836) и 30,6% (1809) указали, что скорее не будут или точно не будут проводить реанимацию. Подтверждена связь высокой готовности (4–5 баллов) к проведению СЛР с предшествующим обучением реанимации (p<0,001) и более высоким уровнем соответствующих знаний (p≤0,006). Основными препятствиями для оказания помощи при остановке сердца определены «недостаток знаний и навыков реанимации» (указали 31,4–36,3% опрошенных в зависимости от того, кем являлся предполагаемый пострадавший) и «боязнь причинить вред пострадавшему» (49,2–51,4%).  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значительная доля педагогов организаций общего образования имеет низкий уровень готовности к оказанию первой помощи в случае остановки сердца. Недостаток знаний и навыков сердечно-легочной реанимации выступает одним из ключевых препятствий для оказания помощи. Для повышения эффективности оказания помощи в случаях остановки сердца в образовательных учреждениях требуются комплексные организационные преобразования в системе первой помощи, приоритетом которых является обеспечение полного охвата педагогов качественным и регулярным обучением теоретическим основам и навыкам базовой сердечно-легочной реанимации. 

Об авторах

А. А. Биркун
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»; ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»
Россия

Биркун Алексей Алексеевич, кандидат медицинских наук, доцент; доцент кафедры общей хирургии, анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи

295051, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7

Симферополь, ул. 60 лет Октября, д. 30



Л. П. Фролова
ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»
Россия

Фролова Леся Петровна, заведующая учебно-тренировочным отделом

Симферополь, ул. 60 лет Октября, д. 30



Список литературы

1. Биркун А.А., Алтухов А.В. Регистр как основа эпидемиологического контроля и оптимизации помощи при внегоспитальной остановке кровообращения. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018;7(3):234–243. https://doi. org/10.23934/2223-9022-2018-7-3-234-243

2. Гудинова Ж.В., Жаркова Ю.В. Исследование случаев смерти школьников на уроках физкультуры в России. Академический журнал Западной Сибири. 2019;1(78):29–33.

3. Макаров Л.М., Комолятова В.Н., Киселева И.И., Солохин Ю.А. Остановки сердца и внезапная смерть детей в школах. Педиатрия. 2018;97(6):180–186. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2018-97-6- 180-186

4. Сетевое издание «Lenta.ru». На уроках физкультуры за год погибли 211 российских школьников. 2017. URL: https://lenta.ru/news/2017/10/09/ deadscool [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

5. Сетевое издание «газета.ru». Жертвы физкультуры: почему школьники гибнут на уроках. 2019. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/ 05/13/12352645.shtml [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

6. Электронное периодическое издание «MK.ru». Смерти школьников на уроках физкультуры: дальше будет еще хуже. 2015. URL: https://www.mk.ru/social/2015/09/25/smerti-shkolnikov-na-urokakh-fizkultury-dalshe-budet-eshhe-khuzhe.html [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

7. Semeraro F, Greif R, Böttiger BW, Burkart R, Cimpoesu D, Georgiou M, et al. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Systems saving lives. Resuscitation. 2021;161:80–97. PMID: 33773834 https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.008

8. Дежурный Л.И., Биркун А.А., Закурдаева А.Ю. Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи при остановке сердца педагогическими работниками в Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;(1):425–445. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2021-00031

9. Derrick B, White P. Comparing Two Samples from an Individual Likert Question. Int J Mathemat Statis. PMID: 2017;18(3):1–13.

10. Olasveengen TM, Semeraro F, Ristagno G, Castren M, Handley A, Kuzovlev A, et al. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Basic Life Support. Resuscitation. 2021;161:98–114. PMID: 33773835 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.009

11. Coons SJ, Guy MC. Performing bystander CPR for sudden cardiac arrest: behavioral intentions among the general adult population in Arizona. Resuscitation. 2009;80(3):334–340. PMID: 19157675 https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2008.11.024

12. Johnston TC, Clark MJ, Dingle GA, FitzGerald G. Factors influencing Queenslanders’ willingness to perform bystander cardiopulmonary resuscitation. Resuscitation. 2003;56(1):67–75. PMID: 12505741 https:// doi.org/10.1016/s0300-9572(02)00277-0

13. Kuramoto N, Morimoto T, Kubota Y, Maeda Y, Seki S, Takada K, et al. Public perception of and willingness to perform bystander CPR in Japan. Resuscitation. 2008;79(3):475–481. PMID: 18805615 https://doi. org/10.1016/j.resuscitation.2008.07.005

14. Birkun A, Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J Emerg Med. 2018;9(4):237–248. PMID: 30181790 https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001

15. Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Зверев О.М., Кошелев И.В. Оценка компетентности учителей города Москвы в вопросах оказания первой помощи обучающимся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017;2(40):24–37.

16. Колодкин А.А., Колодкина В.И., Владимирова О.В., Муравьева А.А. Обучение педагогических работников образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Медицина катастроф. 2017;3(99):56–59.

17. Искандарова Д.Б. Результаты обучения работников дошкольного образовательного учреждения основам оказания первой помощи. В кн.: Всероссийский педагогический форум. Сборник статей Всероссийского педагогического форума. Петрозаводск; 2020. с. 24–32. URL: https://new.chgkipit.ru/docs/RIP/PUB/S2.pdf [Дата обращения 20 февраля 2023 г.].

18. Коломейцев М.Г., Старков А.С. К вопросу об эффективности обучения педагогов навыкам проведения базовой сердечно-легочной реанимации. В кн.: Скорая медицинская помощь – 2020. Материалы 19-го всероссийского конгресса (Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). ПСПбГМУ им. И.П. Павлова; ГБУ СПб НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе. Санкт-Петербург; 2020. с. 38–39.

19. Мальков О.А., Говорухина А.А., Новоселова А.А. Социальная готовность педагогов вузов к оказанию первой помощи. В кн.: Материалы XIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке». Москва; 2017. с. 185–188. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32338082 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

20. Winkelman JL, Fischbach R, Spinello EF. Assessing CPR training: The willingness of teaching credential candidates to provide CPR in a school setting. Educ Health (Abingdon). 2009;22(3):81. PMID: 20029759

21. Mpotos N, Vekeman E, Monsieurs K, Derese A, Valcke M. Knowledge and willingness to teach cardiopulmonary resuscitation: a survey amongst 4273 teachers. Resuscitation. 2013;84(4):496–500. PMID: 23376584 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2013.01.023

22. De Smedt L, Depuydt C, Vekeman E, De Paepe P, Monsieurs KG, Valcke M, et al. Awareness and willingness to perform CPR: a survey amongst Flemish schoolchildren, teachers and principals. Acta Clin Belg. 2019;74(5):297–316. PMID: 29874976 https://doi.org/10.1080/1784328 6.2018.1482087

23. Dursun A, Özsoylu S, Emeklioğlu B, Akyıldız BN. Evaluating the basic life support knowledge among schoolteachers: A cross-sectional survey in Kayseri, Turkey. Turk J Pediatr. 2018;60(6):702–708. PMID: 31365207 https://doi.org/10.24953/turkjped.2018.06.011

24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

25. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

26. Greif R, Bhanji F, Bigham BL, Bray J, Breckwoldt J, Cheng A, et al. Education, Implementation, and Teams: 2020 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations. Circulation. 2020;142(16_ suppl_1):S222–S283. PMID: 33084395 https://doi.org/10.1161/ CIR.0000000000000896

27. Биркун А.А., Дежурный Л.И. Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи и обучения оказанию первой помощи при внегоспитальной остановке сердца. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2021;10(1):141–152. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-1-141-152

28. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

29. Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19.08.2016 №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71413730 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

30. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

31. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

32. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

33. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_9027 [Дата обращения 13 августа 2021 г.].

34. Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И. Правовые аспекты оказания первой помощи медицинскими работниками. Медицинское право: теория и практика. 2018;1(7):25–31.


Рецензия

Для цитирования:


Биркун А.А., Фролова Л.П. Готовность педагогов организаций общего образования к оказанию первой помощи в случаях остановки сердца. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2023;12(1):57-65. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-1-57-65

For citation:


Birkun A.A., Frolova L.P. Readiness of Teachers of General Education Institutions to Perform Cardiopulmonary Resuscitation. Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care". 2023;12(1):57-65. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-1-57-65

Просмотров: 703


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9022 (Print)
ISSN 2541-8017 (Online)