Preview

Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь»

Расширенный поиск

Современные технологии и подходы к организации обучения населения теоретическим основам и навыкам оказания помощи при остановке сердца

https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-2-357-366

Полный текст:

Аннотация

Внегоспитальная остановка сердца (ВГОС) составляет серьезную социально-экономическую проблему, контроль над которой в значительной мере зависит от эффективности функционирования системы обучения населения принципам и методам оказания первой помощи. В Российской Федерации охват популяции обучением теоретическим основам и навыкам базовой сердечнолегочной реанимации (СЛР) существенно ограничен, а качество обучения в целом низкое. Основанный на анализе зарубежной научной литературы и действующих международных рекомендаций, этот обзор описывает современные организационные подходы и технологии обучения реанимации, позволяющие повысить эффективность и увеличить доступность обучения СЛР для неспециалистов. Обсуждаются, в частности, методы обучения реанимации с применением дистанционных образовательных технологий, технические средства для освоения навыков СЛР, использующие принцип обратной связи и технологию виртуальной реальности, а также целевая аудитория и кратность переподготовки. На основании результатов анализа совокупного опыта предлагаются направления оптимизации системы обучения реанимации в России, составляющие перспективу увеличения охвата населения обучением базовой СЛР, роста числа случаев оказания помощи очевидцами и снижения летальности при ВГОС. 

Об авторе

А. А. Биркун
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Россия

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи Медицинской академии им. С.И. Георгиевского,

295006, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7



Список литературы

1. Sasson C, Rogers MAM, Dahl J, Kellermann AL. Predictors of survival from out-of-hospital cardiac arrest: a systematic review and metaanalysis. Circ Cardiovasc Qual Outcomes. 2010;3(1):63–81. PMID: 20123673 https://doi.org/10.1161/CIRCOUTCOMES.109.889576

2. Perkins GD, Handley AJ, Koster RW, Castrén M, Smyth MA, Olasveengen T, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation. 2015;95:81–99. PMID: 26477420 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.015

3. Lindner TW, Søreide E, Nilsen OB, Torunn MW, Lossius HM. Good outcome in every fourth resuscitation attempt is achievable – an Utstein template report from the Stavanger region. Resuscitation. 2011;82(12):1508–1513. PMID: 21752524 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2011.06.016

4. Ong ME, Shin SD, De Souza NN, Tanaka H, Nishiuchi T, Song KJ, et al. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS). Resuscitation. 2015;96:100–108. PMID: 26234891 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.026

5. Krishna CK, Showkat HI, Taktani M, Khatri V. Out of hospital cardiac arrest resuscitation outcome in North India – CARO study. World J Emerg Med. 2017;8(3):200–205. PMID: 28680517 https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2017.03.007

6. Wissenberg M, Lippert FK, Folke F, Weeke P, Hansen CM, Christensen EF, et al. Association of national initiatives to improve cardiac arrest management with rates of bystander intervention and patient survival after out-of-hospital cardiac arrest. JAMA. 2013;310(13):1377–1384. PMID: 24084923 https://doi.org/10.1001/jama.2013.278483

7. Greif R, Lockey AS, Conaghan P, Lippert A, De Vries W, Monsieurs KG, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015;95:288–301. PMID: 26477418 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.032

8. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Батурин Д.И., Тишков Е.А. Проблемы обучения лиц, не имеющих медицинского образования, правилам оказания первой помощи и проведения сердечно-легочной реанимации. Анестезиология и реаниматология. 2011;(5):76–78.

9. Булычева Л.В., Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И., Салагай О.О., Щетинин С.В. Организационные и правовые вопросы обучения навыкам оказания первой помощи. Медицинское право: теория и практика. 2017;3(2):23–34.

10. Дежурный Л.И., Гуменюк С.А., Закиров Р.Р. Унификация подготовки к оказанию первой помощи. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019;1(2):155–159.

11. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России. Социальные аспекты здоровья населения. 2011;(2):21.

12. Биркун А. А., Косова Е. А. Общественное мнение по вопросам обучения населения основам сердечно-легочной реанимации: опрос жителей Крымского полуострова. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2018;7(4):311–318. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2018-7-4-311-318

13. Bhanji F, Donoghue AJ, Wolff MS, Flores GE, Halamek LP, Berman JM, et al. Part 14: Education: 2015 American Heart Association Guidelines Update for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care. Circulation. 2015;132(18 Suppl 2):S561–573. PMID: 26473002 https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000000268

14. Harvey PR, Higenbottam CV, Owen A, Hulme J, Bion JF. Peer-led training and assessment in basic life support for healthcare students: synthesis of literature review and fifteen years practical experience. Resuscitation. 2012;83(7):894–899. PMID: 22285723 https://doi.org/10.1016/j.resuscit ation.2012.01.013

15. Hsieh MJ, Bhanji F, Chiang WC, Yang CW, Chien KL, Ma MH. Comparing the effect of self-instruction with that of traditional instruction in basic life support courses-A systematic review. Resuscitation. 2016;108:8–19. PMID: 27581252 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2016.08.021

16. Moule P, Albarran JW, Bessant E, Brownfield C, Pollock J. A nonrandomized comparison of e-learning and classroom delivery of basic life support with automated external defibrillator use: a pilot study. Int J Nurs Pract. 2008;14(6):427–434. PMID: 19126070 https://doi.org/10.1111/j.1440-172X.2008.00716.x

17. Cheung BM, Ho C, Kou KO, Kuong EE, Lai KW, Leow PL, et al. Knowledge of cardiopulmonary resuscitation among the public in Hong Kong: telephone questionnaire survey. Hong Kong Med J. 2003;9(5):323–328. PMID: 14530525

18. Cason CL, Stiller J. Performance outcomes of an online first aid and CPR course for laypersons. Health Educat J. 2011;70(4):458–467. https://doi.org/10.1177/0017896910379696

19. Chen M, Wang Y, Li X, Hou L, Wang Y, Liu J, et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. Biomed Res Int. 2017;2017:3250485. PMID: 28367441 https://doi.org/10.1155/2017/3250485

20. Birnbaum A, McBurnie MA, Powell J, Ottingham LV, Riegel B, Potts J, et al. Modeling instructor preferences for CPR and AED competence estimation. Resuscitation. 2005;64(3):333–339. PMID: 15733763 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2004.08.019

21. Perkins GD, Hulme J, Bion JF. Peer-led resuscitation training for healthcare students: a randomised controlled study. Intensive Care Med. 2002;28(6):698–700. PMID: 12107673 https://doi.org/10.1007/s00134-002-1291-9

22. Beck S, Issleib M, Daubmann A, Zöllner C. Peer education for BLStraining in schools? Results of a randomized-controlled, noninferiority trial. Resuscitation. 2015;94:85–90. PMID: 26184655 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.06.026

23. Choi HS, Lee DH, Kim CW, Kim SE, Oh JH. Peer-assisted learning to train high-school students to perform basic life-support. World J Emerg Med. 2015;6(3):186–190. PMID: 26401178 https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2015.03.004

24. Глотов М.А., Биркун А.А., Кудрявцева И.И., Самарин С.А., Фролова Л.П., Стрекалова З.А. и др. Сравнение эффективности обучения студентов медицинского вуза навыкам базовой реанимации студентами-медиками и практикующими врачами. Анестезиология и реаниматология. 2018;1(63):72–78. https://doi.org/10.18821/0201-7563-2018-63-1-72-78

25. Lau Y, Nyoe RSS, Wong SN, Ab Hamid ZB, Leong BS, Lau ST. Effectiveness of digital resuscitation training in improving knowledge and skills: A systematic review and meta-analysis of randomised controlled trials. Resuscitation. 2018;131:14–23. PMID: 30071263 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2018.07.033

26. Lehmann R, Thiessen C, Frick B, Bosse HM, Nikendei C, Hoffmann GF, et al. Improving Pediatric Basic Life Support Performance Through Blended Learning with Web-Based Virtual Patients: Randomized Controlled Trial. J Med Internet Res. 2015;17(7):e162. PMID: 26139388 https://doi.org/10.2196/jmir.4141

27. Биркун А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А., Фролова Л.П., Абибуллаев Л.Р. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2019;8(2):145–151. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151

28. Lynch B, Einspruch EL, Nichol G, Becker LB, Aufderheide TP, Idris A. Effectiveness of a 30-min CPR self-instruction program for lay responders: a controlled randomized study. Resuscitation. 2005;67(1):31– 43. PMID: 16154678 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2005.04.01

29. Einspruch EL, Lynch B, Aufderheide TP, Nichol G, Becker L. Retention of CPR skills learned in a traditional AHA Heartsaver course versus 30- min video self-training: a controlled randomized study. Resuscitation. 2007;74(3):476–486. PMID: 17442479 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2007.01.030

30. Roppolo LP, Pepe PE, Campbell L, Ohman K, Kulkarni H, Miller R, et al. Prospective, randomized trial of the effectiveness and retention of 30-min layperson training for cardiopulmonary resuscitation and automated external defibrillators: The American Airlines Study. Resuscitation. 2007;74(2):276–285. PMID: 17452070 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2006.12.017

31. Mancini ME, Cazzell M, Kardong-Edgren S, Cason CL. Improving workplace safety training using a self-directed CPR-AED learning program. AAOHN J. 2009;57(4):159–167. PMID: 19438082 https://doi.org/10.3928/08910162-20090401-02

32. Krogh LQ, Bjørnshave K, Vestergaard LD, Sharma MB, Rasmussen SE, Nielsen HV, et al. E-learning in pediatric basic life support: a randomized controlled non-inferiority study. Resuscitation. 2015;90:7–12. PMID: 25680824 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.01.030

33. Teague G, Riley RH. Online resuscitation training. Does it improve high school students’ ability to perform cardiopulmonary resuscitation in a simulated environment? Resuscitation. 2006;71(3):352–357. PMID: 17069951 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2006.05.007

34. Tobase L, Peres HHC, Gianotto-Oliveira R, Smith N, Polastri TF, Timerman S. The effects of an online basic life support course on undergraduate nursing students’ learning. Int J Med Educ. 2017;8:309– 313. PMID: 28850944 https://doi.org/10.5116/ijme.5985.cbce

35. de Vries W, Handley AJ. A web-based micro-simulation program for self-learning BLS skills and the use of an AED. Can laypeople train themselves without a manikin? Resuscitation. 2007;75(3):491–498. PMID: 17629390 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2007.05.014

36. Биркун А.А., Дантанараяна В.Р. Открытый онлайн курс по базовой сердечно-легочной реанимации: исследование аудитории и эффектов дистанционной подготовки слушателей. Общая реаниматология. 2020;16(2):52-63. https://doi.org/10.15360/1813-9779-2020-2-52-63

37. Mitchell KB, Gugerty L, Muth E. Effects of brief training on use of automated external defibrillators by people without medical expertise. Hum Factors. 2008;50(2):301–310. PMID: 18516840 https://doi.org/10.1518/001872008X250746

38. Reder S, Cummings P, Quan L. Comparison of three instructional methods for teaching cardiopulmonary resuscitation and use of an automatic external defibrillator to high school students. Resuscitation. 2006;69(3):443–453. PMID: 16678958 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2005.08.020

39. de Vries W, Turner NM, Monsieurs KG, Bierens JJ, Koster RW. Comparison of instructor-led automated external defibrillation training and three alternative DVD-based training methods. Resuscitation. 2010;81(8):1004–1009. PMID: 20483519 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2010.04.006

40. Kern KB, Hilwig RW, Berg RA, Sanders AB, Ewy GA. Importance of continuous chest compressions during cardiopulmonary resuscitation: improved outcome during a simulated single lay-rescuer scenario. Circulation. 2002;105(5):645–649. PMID: 11827933 https://doi.org/10.1161/hc0502.102963

41. Bobrow BJ, Spaite DW, Berg RA, Stolz U, Sanders AB, Kern KB, et al. Chest compression-only CPR by lay rescuers and survival from out-of-hospital cardiac arrest. JAMA. 2010;304(13):1447–1454. PMID: 20924010 https://doi.org/10.1001/jama.2010.1392

42. Kleinman ME, Brennan EE, Goldberger ZD, Swor RA, Terry M, Bobrow BJ, et al. Part 5: Adult Basic Life Support and Cardiopulmonary Resuscitation Quality: 2015 American Heart Association Guidelines Update for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care. Circulation. 2015;132(18 Suppl 2):S414–435. PMID: 26472993 https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000000259

43. Iwami T, Kawamura T, Hiraide A, Berg RA, Hayashi Y, Nishiuchi T, et al. Effectiveness of bystander-initiated cardiac-only resuscitation for patients with out-of-hospital cardiac arrest. Circulation. 2007;116(25):2900–2907. PMID: 18071072 https://doi.org/10.1161/CIRCULATIONAHA.107.723411

44. Beckers SK, Skorning MH, Fries M, Bickenbach J, Beuerlein S, Derwall M, et al. CPREzy improves performance of external chest compressions in simulated cardiac arrest. Resuscitation. 2007;72(1):100–107. PMID: 17079067 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2006.05.020

45. Gruber J, Stumpf D, Zapletal B, Neuhold S, Fischer H. Real-time feedback systems in CPR. Trends Anaesth Crit Care. 2012;2(6):287–294. https://doi.org/10.1016/j.tacc.2012.09.004

46. Yeung J, Meeks R, Edelson D, Gao F, Soar J, Perkins GD. The use of CPR feedback/prompt devices during training and CPR performance: A systematic review. Resuscitation. 2009;80(7):743–751. PMID: 19477574 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.04.012

47. Perkins GD, Augré C, Rogers H, Allan M, Thickett DR. CPREzy: an evaluation during simulated cardiac arrest on a hospital bed. Resuscitation. 2005;64(1):103–108. PMID: 15629562 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2004.08.011

48. Gruenerbl A, Pirkl G, Monger E, Gobbi M, Lukowicz P. Smart-watch lifesaver: smart-watch interactive-feedback system for improving bystander CPR. In: Abstract Conference ISWC ‘15 Proceedings of the 2015 ACM International Symposium on Wearable Computers, ISWC 2015, (Osaka, Japan, September 7–11). Osaka; 2015. p.19–26. http://doi.org/10.1145/2802083.2802086

49. Rawlins L, Woollard M, Williams J, Hallam P. Effect of listening to Nellie the Elephant during CPR training on performance of chest compressions by lay people: randomised crossover trial. BMJ. 2009;339: b4707. PMID: 20008376 https://doi.org/10.1136/bmj.b4707

50. Woollard M, Poposki J, McWhinnie B, Rawlins L, Munro G, O’Meara P. Achy breaky makey wakey heart? A randomised crossover trial of musical prompts. Emerg Med J. 2012;29(4):290–294. PMID: 22048987 https://doi.org/10.1136/emermed-2011-200187

51. Statista. Technology & Telecommunications. Number of smartphone users worldwide from 2016 to 2021. 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/330695/number-of-smartphone-users-worldwide [Дата обращения 21.04.2020].

52. An M, Kim Y, Cho WK. Effect of smart devices on the quality of CPR training: A systematic review. Resuscitation. 2019;144:145–156. PMID: 31325556 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2019.07.011

53. Chan TK, Wan KA, Chan JCK, Lam HKC, Wong YT, Kan PG. New era of CPR: Application of i-technology in resuscitation. Hong Kong J Emerg Med. 2012;19(5):305–311. https://doi.org/10.1002/9781118298534.index

54. Ahn C, Lee J, Oh J, Song Y, Chee Y, Lim TH, et al. Effectiveness of feedback with a smartwatch for high-quality chest compressions during adult cardiac arrest: A randomized controlled simulation study. PLoS One. 2017;12(4):e0169046. PMID: 28369055 https://doi.org/10.1371/journal.pone.0169046 eCollection 2017.

55. Lee J, Song Y, Oh J, Chee Y, Ahn C, Shin H, et al. Smartwatch feedback device for high-quality chest compressions by a single rescuer during infant cardiac arrest: a randomized, controlled simulation study. Eur J Emerg Med. 2019;26(4):266–271. PMID: 29369843 https://doi.org/10.1097/MEJ.0000000000000537

56. Song Y, Chee Y, Oh J, Ahn C, Lim TH. Smartwatches as chest compression feedback devices: A feasibility study. Resuscitation. 2016;103:20–23. PMID: 27004719 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2016.03.014

57. Semeraro F, Ristagno G, Giulini G, Gnudi T, Kayal JS, Monesi A, et al. Virtual reality cardiopulmonary resuscitation (CPR): Comparison with a standard CPR training mannequin. Resuscitation. 2019;135:234–235. PMID: 30597133 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2018.12.016

58. Resuscitation Council (UK). Lifesaver VR. URL: https://www.resus.org.uk/apps/lifesaver-vr/ [Дата обращения: 21.04.2020].

59. Nas J, Thannhauser J, Vart P, van Geuns RJ, Muijsers HEC, Mol JQ, et al. Effect of Face-to-Face vs Virtual Reality Training on Cardiopulmonary Resuscitation Quality: A Randomized Clinical Trial. JAMA Cardiol. 2019;5(3):328–335. PMID: 31734702 https://doi.org/10.1001/jamacardio.2019.4992

60. Cerezo Espinosa C, Segura Melgarejo F, Melendreras Ruiz R, GarcíaCollado ÁJ, Nieto Caballero S, Juguera Rodríguez L, et al. Virtual reality in cardiopulmonary resuscitation training: a randomized trial. Emergencias. 2019;31(1):43–46. PMID: 30656873

61. International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies. Law and first aid: Promoting and protecting life-saving action. Geneva: IFRC; 2015. URL: https://www.ifrc.org/Global/Photos/Secretariat/201506/First%20Aid%20Law%20Advocacy%20Report%20(final).pdf [Дата обращения: 21.04.2020].

62. Cave DM, Aufderheide TP, Beeson J, Ellison A, Gregory A, Hazinski MF, et al. Importance and Implementation of Training in Cardiopulmonary Resuscitation and Automated External Defibrillation in Schools: A Science Advisory from the American Heart Association. Circulation. 2011;123(6):691–706. PMID: 21220728 https://doi.org/10.1161/cir.0b013e31820b5328

63. Böttiger BW., Van Aken H. Kids save lives--Training school children in cardiopulmonary resuscitationworldwide is now endorsed by the World Health Organization (WHO). Resuscitation. 2015;94:A5–7. PMID: 26209417 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.005

64. Bohn A, Van Aken HK, Möllhoff T, Wienzek H, Kimmeyer P, Wild E, et al. Teaching resuscitation in schools: annual tuition by trained teachers is effective starting at age 10. A four-year prospective cohort study. Resuscitation. 2012;83(5):619–625. PMID: 22286049 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2012.01.020

65. Semeraro F, Wingen S, Schroeder DC, Ecker H, Scapigliati A, Ristagno G, et al. KIDS SAVE LIVES-Three years of implementation in Europe. Resuscitation. 2018;131:e9–e11. PMID: 30098386 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2018.08.008

66. Berger S. How to develop and execute a public health agenda: From grass roots to legislation. Cardiol Young. 2017;27(S1):S101–S103. PMID: 28084965 https://doi.org/10.1017/S1047951116002316

67. Gräsner JT, Lefering R, Koster RW, Masterson S, Böttiger BW, Herlitz J, et al. EuReCa ONE-27 Nations, ONE Europe, ONE Registry: A prospective one month analysis of out-of-hospital cardiac arrest outcomes in 27 countries in Europe. Resuscitation. 2016;105:188–195. PMID: 27321577 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2016.06.004

68. Birkun A, Frolova L. Introducing the Crimean Out-of-Hospital Cardiac Arrest and Resuscitation Registry (COHCARR): rationale, design and 6- month baseline data. J Resuscit Balcanica. 2019;14(5):198–205. https://doi.org/ 10.5937/jrb1914198b

69. Cartledge S, Bray JE, Leary M, Stub D, Finn J. A systematic review of basic life support training targeted to family members of highrisk cardiac patients. Resuscitation. PMID: 27208554 2016;105:70–78. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2016.04.028

70. Sasson C, Haukoos JS, Bond C, Rabe M, Colbert SH, King R, et al. Barriers and facilitators to learning and performing cardiopulmonary resuscitation in neighborhoods with low bystander cardiopulmonary resuscitation prevalence and high rates of cardiac arrest in Columbus, OH. Circ Cardiovasc Qual Outcomes. 2013;6(5):550–558. PMID: 24021699https://doi.org/10.1161/CIRCOUTCOMES.111.000097

71. King R, Heisler M, Sayre MR, Colbert SH, Bond-Zielinski C, Rabe M, et al. Identification of factors integral to designing community-based CPR interventions for high-risk neighborhood residents. Prehosp Emerg Care. 2015;19(2):308–312. PMID: 25822004 https://doi.org/10.3109/10 903127.2014.964889

72. Niles D, Sutton RM, Donoghue A, Kalsi MS, Roberts K, Boyle L, et al. “Rolling Refreshers”: a novel approach to maintain CPR psychomotor skill competence. Resuscitation. 2009;80(8):909–912. PMID: 19467759 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.04.021

73. Ahn JY, Cho GC, Shon YD, Park SM, Kang KH. Effect of a reminder video using a mobile phone on the retention of CPR and AED skills in lay responders. Resuscitation. 2011;82(12):1543–1547. PMID: 21958928 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2011.08.029

74. Oermann MH, Kardong-Edgren SE, Odom-Maryon T. Effects of monthly practice on nursing students’ CPR psychomotor skill performance. Resuscitation. 2011;82(4):447–453. PMID: 21227563 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2010.11.022

75. Søreide E, Morrison L, Hillman K, Monsieurs K, Sunde K, Zideman D, et al. The formula for survival in resuscitation. Resuscitation. 2013;84(11):1487–1493. PMID: 23917078 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2013.07.020

76. Кучеренко В., Гаркави А., Кавалерский М. Готовность населения к оказанию первой помощи при ДТП. Врач. 2009;(12):82. 77. Birkun A, Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J Emerg Med. 2018;9(4):237–248. PMID: 30181790 https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001

77. Бояринцев В.В., Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Левинсон Т.В., Неудахин Г.В., Пахомов П.В., и др. Первая помощь: Кровотечения. Воронеж: Научная книга; 2013.

78. Колодкин А.А., Колодкина В.И., Владимирова О.В., Муравьева А.А. Обучение педагогических работников образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Медицина катастроф. 2017;3(99):56–59.

79. Пупышева А.Д., Ким Е.И. Изучение знаний студентов немедицинского вуза по базовой сердечно-легочной реанимации. Синергия наук. 2017;(15):399–403.

80. Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Зверев О.М., Кошелев И.В. Оценка компетентности учителей города Москвы в вопросах оказания первой помощи обучающимся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2017;2(40):24–37.

81. Биркун А.А. Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информационных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;63(5):8. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2018-63-5-8


Для цитирования:


Биркун А.А. Современные технологии и подходы к организации обучения населения теоретическим основам и навыкам оказания помощи при остановке сердца. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2021;10(2):357-366. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-2-357-366

For citation:


Birkun A.A. Modern Technologies and Approaches to Organization of Theoretical and Practical Basic Resuscitation Training for the Lay Public. Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care". 2021;10(2):357-366. (In Russ.) https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-2-357-366

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9022 (Print)
ISSN 2541-8017 (Online)