Preview

Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь»

Расширенный поиск

Критерии психологической оценки родительской позиции в процессе реабилитации детей, перенесших тяжелую травму

https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-2-259-267

Аннотация

АКТУАЛЬНОСТЬ Психологическое сопровождение семьи в ходе реабилитации ребенка после тяжелой травмы является одним из важных направлений работы медицинского психолога. Данная работа предполагает включение родителя в этот процесс как активного участника. В этом контексте на первоначальном этапе сопровождения стоит задача оценки родительской позиции с целью выявления ее непродуктивных характеристик и их своевременной коррекции.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Разработка психологических критериев оценки родительской позиции в ситуации реабилитации детей с тяжелой травмой.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ Исследование проводилось на базе НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, г. Москва. В исследовании принимали участие 40 родителей детей с тяжелой травмой.

Использованы включенное наблюдение за взаимодействием родителя с ребенком на основе выделенных критериев оценивания, клиническая беседа, анализ заданий по выполнению домашней работы с ребенком. Для оценки родительской позиции в процессе реабилитации был сформирован ряд критериев: включенность в процесс реабилитации, отношение к ребенку, ориентировка в травме ребенка, отношение к самостоятельности ребенка, родительской роли и исходу реабилитации.

РЕЗУЛЬТАТЫ Были уточнены и дополнены сведения о типах родительской позиции в процессе реабилитации ребенка; выделены и охарактеризованы их подтипы. Так, по критерию «Включенность родителя в реабилитацию» наблюдалось следующее распределение по выборке: пассивная (10% родителей), формальная (20% родителей), контролирующая (25% родителей) и продуктивная (45% родителей). По критерию «Отношение к собственному ребенку» — отвергающее (7% родителей), потворствующее (18% родителей), доминантное (35% родителей), принимающее (40% родителей). По критерию «Ориентировка в травме ребенка» — поверхностная (10% родителей), дефективно-направленная (32% родителей), позитивно-направленная (18% родителей), адекватная (40% родителей). По критерию «Отношение к самостоятельности ребенка» — директивное (22% родителей), гиперопекающее (25% родителей), попустительское (18% родителей), демократичное (35% родителей). По критерию «Отношение к родительской роли» — неоформленная (17% родителей), зависимая (25% родителей), ригидная (30% родителей), рефлексивная (28% родителей). По критерию «Отношение к исходу реабилитации» — аморфное (15% родителей), тревожное (15% родителей), категоричное (35% родителей) и гибкое (35% родителей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Родительская позиция в процессе психологической работы в условиях реабилитационного отделения для детей, перенесших тяжелую травму, имеет существенные внутригрупповые различия, указывающие на то, что значительной части родителей необходима психологическая помощь, так как им не удается самостоятельно прийти к продуктивным формам взаимодействия со своим ребенком в процессе его реабилитации.

Об авторах

Ю. П. Полухина
ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» ДЗМ; ФГБОУ ВО «Университет «Дубна»
Россия

Полухина Юлия Павловна - медицинский психолог ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ; аспирант кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Университет «Дубна».

119180, Москва, ул. Большая Полянка, д. 22; 141980, Московская область, Дубна, ул. Университетская, д. 19



В. Б. Хозиев
ФГБОУ ВО «Университет «Дубна»
Россия

Хозиев Вадим Борисович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клиническая психология ФГБОУ ВО «Университет «Дубна».

141980, Московская область, Дубна, ул. Университетская, д. 19



В. И. Быкова
ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» ДЗМ
Россия

Быкова Валентина Игоревна - кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории отделения психолого-педагогической помощи, отдел реабилитации ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ.

119180, Москва, ул. Большая Полянка, д. 22



Е. В. Фуфаева
ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» ДЗМ
Россия

Фуфаева Екатерина Валерьевна - заведующая отделением психолого-педагогической помощи, медицинский психолог высшей категории отделения реабилитации ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ.

119180, Москва, ул. Большая Полянка, д. 22



С. А. Валиуллина
ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» ДЗМ
Россия

Валиуллина Светлана Альбертовна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела реабилитации, первый заместитель директора, ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ.

119180, Москва, ул. Большая Полянка, д. 22



Список литературы

1. Hanna K, Rodger S. Towards family-centred practice in paediatric occupational therapy: a review of the literature on parent-therapist collaboration. Austral Occup Ther J. 2002;49:14–24. https://doi.org/10.1046/j.0045-0766.2001.00273.x

2. Kemp P, Turnbull AP. Coaching with parents in early intervention. Infants and Young Children. 2014;27(4):305–324. https://doi.org/10.1097/IYC.0000000000000018

3. King G, Chiarello LA, Ideishi R, Ziviani J, Phoenix M, McLarnon, et al. The complexities and synergies of engagement: An ethnographic study of engagement in outpatient pediatric rehabilitation sessions. Disabil Rehabil. 2021;43(16): 2353–2365. PMID: 31847621 https://doi.org/10.1080/09638288.2019.1700562

4. Osher TW, Osher DM. The paradigm shift to true collaboration with families. J Child Fam Stud. 2002;11(1):47–60. https://doi.org/10.1023/A:1014715527823

5. Rober, M, Leblanc L, Boyer T. When satisfaction is not directly related to the support services received: Understanding parents’ varied experiences with specialised services for children with developmental disabilities. Br J Learn Disabil. 2015;43(3):168–177. https://doi.org/10.1111/bld.12092

6. Rosenbaum P, King S, Law M, King G, Evans J. Family-centred service. Phys Occup Ther Pediatr. 1998;18:1–20. https://doi.org/10.1080/J006v18n01_01

7. Sukkar H, Dunst CJ, Kirkby J. Early childhood intervention working with families of young children with special needs. New York, NY: Routledge; 2017.

8. Шмидт Б., Хозиев В.Б. Теоретические и эмпирические модели родительства при детском аутизме (РАС). Часть I. Вестник государственного университета «Дубна». Серия: науки о человеке и обществе. 2022;(1):37–50.

9. Шмидт Б., Хозиев В.Б. Теоретические и эмпирические модели родительства при детском аутизме (РАС). Часть II. Вестник государственного университета «Дубна». Серия: науки о человеке и обществе. 2022;(1):51–64.

10. Быкова В.И., Лукьянов В.И., Фуфаева Е.В., Семенова Ж.Б., Валиуллина С.А. Особенности характерологических черт, тревожности и копинг-поведения родителей детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Детская и подростковая реабилитация. 2013;2(21):46–52.

11. Самойлюк Л.А., Логунова К.Г., Соломенникова А.А. Включённость родителей в процесс логопедической работы как одно из условий её эффективности (на примере реабилитационного центра). Педагогический ИМИДЖ. 2022;2(55):229–242. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-229-242

12. Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б. Адаптация родителей к разным типам хронического инвалидизирующего заболевания ребенка (последствиям спинальной травмы и детского церебрального паралича в подростковом и юношеском возрасте). Консультативная психология и психотерапия. 2015;1(84):177–195.

13. Холмогорова А.Б., Сергиенко А.И., Герасимова А.А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ. Культурно-историческая психология. 2020;16(1)13–24. https://doi.org/10.17759/chp.2020160102

14. D’Arrigo R, Ziviani J, Poulsen AA, Copley J, King G. Child and parent engagement in therapy: What is the key? Aust Occup Ther J. 2017;64(4):340–343. PMID: 26831473 https://doi.org/10.1111/1440-1630.12279

15. Hoover-Dempsey KV, Sandler HM. Why do parents become involved in their children’s education? Rev Educ Res. 1997;67(1):3–42. https://doi.org/10.3102/00346543067001003

16. King G, Currie M, Petersen P. Child and parent engagement in the mental health intervention process: A motivational framework. Child Adolesc Ment Health. 2014;19(1):2–8. PMID: 32878365 https://doi.org/10.1111/camh.12015

17. Walker JMT, Wilkins AS, Dallaire JR, Sandler HM, Dempsey KVH, Wilkins AS, et al. Parental involvement: Model revision through scale development. Elem Sch J. 2005;106(2):85–104. https://doi.org/10.1086/499193

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва: Гардарики; 2005.

19. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Изд-во Московского Университета; 1983.

20. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Москва: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО; 2000.

21. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. Москва: Московский психолого-социальный институт; 2006.

22. Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития. Вестник Московского государственного областного университета: Серия: Психологические науки. 2014;(3):52–64.

23. Посысоев Н.Н. Родительская позиция как система отношений. Ярославский педагогический вестник. 2017;(6):248–251.


Рецензия

Для цитирования:


Полухина Ю.П., Хозиев В.Б., Быкова В.И., Фуфаева Е.В., Валиуллина С.А. Критерии психологической оценки родительской позиции в процессе реабилитации детей, перенесших тяжелую травму. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2023;12(2):259-267. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-2-259-267

For citation:


Polukhina J.P., Khoziev V.B., Bykova V.I., Fufaeva E.V., Valiullina S.A. Criteria for Psychological Assessment of Parents’ Position in The Process of Rehabilitation of Children Who Have Suffered Severe Trauma. Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care". 2023;12(2):259-267. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2023-12-2-259-267

Просмотров: 754


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9022 (Print)
ISSN 2541-8017 (Online)